Комментарий к концепции проекта федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика»
Комментарий Председателя Совета директоров холдинга Prime Group, Президента страхового холдинга Prime Insurance Никиты Исаева:
Если оценивать предлагаемую Концепцию законопроекта в целом, то можно отметить, что в ее основу положен очень правильный подход – страхователями должны выступать сами перевозчики, а не пассажиры, как это действует сейчас. В этом я вижу ее главный «плюс».
Теперь о «минусах». Если брать для сравнения ОСАГО (а я думаю, что разрабатываемый законопроект должен быть выдержан в ключе Закона об ОСАГО как по структуре, так и по наиболее важным моментам (наличие представителей страховщика во всех регионах, наличие саморегулируемой организации страховщиков и проч.), но с учетом специфики перевозочной деятельности), то страховая сумма при причинении вреда жизни/здоровью выглядит явно недостаточной.
В Законе об ОСАГО страховая сумма в части возмещения вреда жизни или здоровью составляет 160 тыс. рублей на одного потерпевшего. Согласно предлагаемой Концепции на воздушном транспорте она будет равна 600 000 рублей, а на остальных видах транспорта – 300 000 рублей, но это сумма не на одного потерпевшего, а на всех пассажиров транспортного средства. Если взять последнюю авиакатастрофу под Донецком, где погибло 170 человек, то размер страхового возмещения на одного человека в части вреда жизни составил бы порядка 3500 рублей. Это совершенно неадекватная сумма, особенно если учесть, что в авиакатастрофах в большинстве случаев гибнут все пассажиры. Поэтому на воздушном транспорте страховая сумма за вред жизни/здоровью должна быть как минимум в 10 раз выше. Я бы также предложил в отдельную группу выделить морской и железнодорожный транспорт, на котором при серьезных авариях гибнут десятки, а то и сотни людей. Для них адекватной была бы страховая сумма за причинение вреда жизни/здоровью в размере 2-3 млн. рублей на каждый страховой случай. И лишь для автомобильного и городского транспорта предлагаемая сумма выглядит приемлемой.
Не очень удачно сформулировано понятие страхового случая - как факт наступления гражданской ответственности перевозчика по возмещению вреда (в т.ч. морального) при исполнении договорных обязательств по перевозки пассажиров. Во-первых, моральный вред не возмещается ни по одному из существующих видов страхования. В части морального вреда также отсутствуют единые методики его оценки. Во-вторых, необходимо уточнить, что вред возмещается не просто при исполнении договорных обязательств, а в связи с эксплуатацией средства воздушного железнодорожного, морского, водного или городского транспорта. Это необходимо сделать для того, чтобы исключить из числа страховых случаев, к примеру, следующую ситуацию: из-за погодных условий или по техническим причинам произошла задержка вылета рейса. Пассажир в ожидании вылета плохо питался, нервничал и у него открылась язва. Если принимать трактовку страхового случая в предлагаемой Концепцией редакции, то страховщик обязан признать его наступившим и произвести выплату. Если в уточненной трактовке, - то нет, поскольку не было эксплуатации средства транспорта.
Не ясно, будет ли являться страховым случаем факт недостачи багажа пассажира (кража, потеря в пути по вине перевозчика и т.п.). Поэтому необходимо установить четкий перечень исключений из страховых случаев (например, состояние алкогольного или наркотического опьянения потерпевшего).
Из концепции также не ясно, какие документы необходимо будет представить для доказательства факта наступления страхового случая. Если это крупная авария – должен быть один перечень (справка перевозчика либо МЧС по установленной форме, билет, справка от врача, багажная квитанция), а если, например, пассажир упал с полки из-за резкого торможения машинистом поезда и сломал руку, то это должен быть другой перечень (как вариант – билет, справка от врача и акт о страховом случае, составленный проводником (либо начальником поезда) и потерпевшим). Эти вопросы нужно прописать детально, дабы исключить случаи страховых мошенничеств.
Должны быть установлены четкие сроки для обращения за страховой выплатой к страховщику и сроки осуществления указанной выплаты.
Это лишь общие пожелания разработчикам Концепции. Более предметно можно будет вести разговор уже после вынесения законопроекта на обсуждение как перевозчиков, так и страхового сообщества.